четверг, 31 июля 2014 г.

Командные интересы

Сейчас в мире хоккея имя Конна Смайта — тренера университетской команды Торонто, которая стала олимпийским чемпионом игр 1928 года, известно любому, кто следит за жизнью НХЛ. Его именем назван один из главных трофеев этой лиги.

Пожалуй, Конн Смайт был самой яркой фигурой в этой команде. У него за плечами было участие в Первой мировой войне, где он был дважды награжден «Военным Крестом» за личную отвагу До отъезда в Европу Конн был менеджером армейской команды, игравшей в провинции Онтарио, провел один матч и... уступил свое место другому игроку, который, по его мнению, был сильнее. Уже тогда Смайт ставил выше всего командные интересы.

В 1926 году Смайт, фактически создавший команду «Нью-Йорк Рейнджере», был уволен из клуба за то, что отказался взять в команду лучшего снайпера НХЛ. Конн Смайт не считал Бэйба Дая командным игроком. А в хоккее, считал он, на первом месте стоит именно команда. В результате принципиальный Смайт пошел работать в Университет Торонто и создал новую команду, которая в 1927 году выиграла Кубок Аллана (это дало ей право представлять Канаду на Олимпиаде). Еще до начала игр всем было очевидно, что канадцы будут сильнее европейцев (от Старого света было 10 команд), а потому выпускников Университета Торонто освободили от предварительных матчей и сразу отрядили в «медальный раунд». Вручать медали им за то, что они приехали в Европу, организаторы не решились, а избиения «младенцев» тоже не хотелось. По ходу самой Олимпиады на помощь европейцам пришла...погода. Резкое потепление — природные казусы были во все времена — привело к тому, что естественный лед таял, и преимущество канадских игроков, которые умели лучше кататься, сходило на нет.

И все-таки канадцы, хотя и испытывали трудности с демонстрацией своего мастерства, выиграли свои три матча с общим счетом 38:0.

Через два года после этой Олимпиады Международная федерация хоккея присвоила этому олимпийскому турниру два дополнительных статуса — чемпионата мира и чемпионата Европы. Так и вошли в историю хоккея, как чемпионы мира, бывшие студенты из Торонто.


Рекорд на все времена

В историю Игр этот турнир вошел как самый богатый на голы. Причем львиная доля пришлась на долю именно канадцев — это была команда «Торонтский гранит». Они установили рекорд всех Олимпиад, обыграв швейцарцев со счетом 33:0, при этом 18 голов были забиты в первом периоде. Упорнее сопротивлялись родоначальникам хоккея американцы — 1:6 в матче за золотые медали.

Всего в этом турнире принимали участие 82 хоккеиста из восьми стран. Команды были поделены на предварительном этапе на две группы, а затем был сформирован «медальный квартет».

Увидев, как легко его парни забивают голы, менеджер канадцев Уильям Хьюитт решил, что хоккеисты не должны расслабляться, и пошел к организаторам договариваться о дополнительных тренировках. В результате канадцы катались два дня по часу утром и во второй половине дня на катке для... керлинга.

В этом турнире канадский форвард Гарри Уотсон установил рекорд результативности, который не был никем превзойден, да и вряд ли его побьют. Он забросил 37 голов и сделал 9 передач — рекорд на все времена!

После Олимпиады интереснее, чем у других, сложилась судьба капитана команды — защитника Дункана (Данка) Мунро. Вообще-то он родился в Шотландии, но ребенком с семьей приехал в Торонто. Школьником он достиг успехов в беговых видах легкой атлетики, но зимой быстро научился кататься на коньках, что помогло ему войти в университетскую команду, которая выиграла знаменитый «Мемориал Кап». После успеха в Шамони (забил 18 голов) он подписал контракт с клубом НХЛ «Монреаль Марунс» и стал обладателем Кубка Стэнли.

Матчи в Шамони проходили по новым правилам — три периода по двадцать минут, что не вызывало никаких возражений у участников и, тем более, у зрителей. Правда, во время самой Международной недели зимнего спорта речи не шло о том, что победители будут именоваться олимпийскими чемпионами,— признание пришло год спустя после конгресса МОК. 



Через тернии

Можно только гадать, почему члены МОК не спешили с введением зимней Олимпиады, и хоккейная команда из канадского Виннипега выиграла «золото 4 на турнире, проходившем во время летней Олимпиады 1920 года в бельгийском Антверпене. Играли два периода по 20 минут, первоначально в составе было 7 игроков — левый крайний, правый крайний, центр, игрок на точке, закрывающий точку, ровер ("разбойник") и вратарь. Но на конгрессе ИИХФ во время Олимпиады решили перейти к шести игрокам — вратарь, два защитника, левый крайний, правый крайний, центр. Эти названия остались в современном хоккее.

История команды «Фальконс» — они представляли Канаду — является подтверж
дением известного выражения "через тернии к звездам".

Команду основали в 1911 году, и все ее хоккеисты были выходцами из Исландии или из исландских семей. Все началось с того, что отец Фрэнка Фредриксона заливал во дворе каток для сына и его друзей, чтобы они могли холодными зимами — а в Виннипеге всегда зимой стоит крепкий мороз — кататься на коньках и играть в хоккей. Мальчишки быстро узнали, что такое этнические предубеждения — их не брали в "английские" команды, и пришлось основать свой клуб «Виннипег Фальконет. Их команду называли «сбродом волосатиков» и просто не включали в местную лигу.

В 1916 году парни из «Фальконс» вступили в 223-й батальон в Виннипеге (у них был даже свой хоккейный клуб «Канадский Скандинавский») и в апреле 1917 года уже были на пути в Европу, чтобы сражаться на полях Первой мировой войны. А когда они вернулись домой к маю 1919 года, то снова собрались вместе — теперь это были уже не мальчишки, а настоящие мужчины. У многих из них были боевые звания и награды. Лидерами стали сержант Конрад «Копни» Юханссон и капрал Фрэнк Фредриксон. Они прошли войну и были сильны именно как команда.

«Соколы» стали заметной командой в провинции Манитоба и в сезоне 1919— 1920 за-воевали право сначала представлять "запад" в Кубке Аллана — главном трофее среди любителей, который они и выиграли (победили вопреки всем прогнозам в двух матчах университетскую команду из Торонто), одновременно получив право представлять Канаду на Олимпиаде. 11 хотя канадская любительская хоккейная ассоциация оплатила билеты на пароход «Мелита» в Бельгию, все равно был организован и сбор средств среди болельщиков.

Отправились они из порта Сент-Джон, но погода в океане была тяжелой, и «Мелита» с опозданием пришла сначала в английский Ливерпуль, откуда хоккеисты на два дня поехали в Лондон. Для нескольких игроков этот переход через Атлантику не был первым — они побывали в Ливерпуле не так давно, будучи солдатами. А затем направились в Бельгию и 15 апреля наконец оказались в Антверпене. Но в первый день канадцы были лишь зрителями тренировок других команд — их форму задержала бельгийская таможня. Озадачили всех шведы — они приехали с гнутыми клюшками для бенди и тренировались с резиновым мячом, не имея шайбы. 

Канадцы смотрели на них с удивлением и... сочувствием. Тогда и появилось у «родоначальников хоккея» желание помочь новичкам.

В турнире соперниками канадцев должны были стать команды США, Чехословакии и Швеции. Но из-за непогоды в океане начало турнира было отложено на четыре дня — ждали, когда приплывут американцы. За это время «соколы» провели выставочный матч, а также совместные тренировки, которые сегодня можно было бы назвать мастер-классами, с командами Швеции, Чехословакии, Бельгии и Франции. На каждой тренировке было большое количество зрителей, которые убеждались, что и на летней Олимпиаде хоккей — одна из самых интересных игр.

Сразу стало ясно, что фавориты турнира — канадцы и американцы, которые должны были из-за слепого жребия играть в полуфинальном матче 25 апреля в 9 вечера. Интерес к матчу был настолько велик, что Ледовый дворец не мог вместить даже одну десятую от числа желающих увидеть хоккей. Близлежащие улицы были заполнены уже в шесть вечера — за три часа до начала игры. Входы на арену закрыли за час до начала игры, и даже владельцы билетов должны были искать « секретные» лазейки. Для того чтобы провести хоккеистов во дворец, пришлось прибегнуть к помощи военных. Джентльмены в вечерних костюмах брались нести клюшки игроков, чтобы хотя бы таким способом проникнуть на матч.

Самая трудная игра была против сборной США (в ней участвовали и натурализованные выходцы из Канады) — играли соперники очень жестко, упорно, но выиграли все- таки «кленовые листья».

Против шведов, с которыми канадские хоккеисты подружились в дни турнира, во втором периоде фавориты позволили себе валять дурака — начали поскальзываться, зрелищно падать, и скандинавы забили гол (он был единственным за весь турнир в воротах канадцев). После победы над скандинавами — 12:1 канадские хоккеисты отдали своим соперникам "счастливые" клюшки для их следующих матчей...

Дома "соколов" ждал потрясающий прием и их называли не иначе, как чемпионами мира. Тихо и как-то незаметно их золотые медали и свитера оказались куда-то запрятанными. В том же 1920 году вся команда была введена в Зал славы хоккея провинции Манитоба в категории «команда».

В общем, это был почти «голливудский» итог приключения группы исландских канадцев, которые просто однажды захотели играть в хоккей.

Успех хоккейного турнира убедил руководителей Международного Олимпийского комитета в необходимости проведения отдельной Белой Олимпиады, в которой главным событием является хоккейный турнир. 


Состав сборной Канады:
Уолтер Байрон (вратарь), защитники - Роберт Бенсон и Конрад «Конни» Юханссон полевые игроки - Фрэнк Фредриксон (капитан), Крис Фридфиннсон, Магнус Гудмэн, Халдор Халдерсон и Аллан Вудмэн Тренер: Фред Максвелл