понедельник, 13 февраля 2012 г.

Открой в себе талант

Наверное, тебе приходилось раздумывать о том, что такое талант и откуда он берется. Всякий человек по-своему талантлив. У одних ярче выражены музыкальные данные. Стихия других — математика. Есть и такой весьма распространенный талант — организаторский. Без него, к примеру, нет тренера, не состоится капитан твоей хоккейной дружины.

Человек по своей природе склонен к наставничеству, любит учить других. И в этом ничего плохого нет. Одной из форм такой учебы и является не что иное, как спортивная работа, работа по созданию и организации всей многообразной жизни твоей хоккейной команды.

Не сочти за преувеличение, но мы не сомневаемся, что и у тебя самого есть все шансы стать организатором и даже тренером хоккейной команды ровесников или младших ребят. На турнирах «Золотой шайбы» такое часто случается.

Итак, есть ли в тебе тренерский талант? Давай попробуем вместе в атом разобраться. Давай начнем эксперимент.

Твоя задача — вдохновить на занятия хоккеем товарищей. Но вот в чем вопрос: поверят ли тебе ребята, пойдут ли за тобой?

Может быть, тебе мешают стать хоккейным вожаком отрицательные черты характера? Не беда, это можно поправить. Только надо соблюдать такие правила. -
НАБЛЮДАЙ ЗА САМИМ СОБОЙ, за своими действиями, поведением, поступками.
Давай себе САМООЦЕНКУ: как ты относишься к своим удачам, ошибкам?

ВОСПИТЫВАЙ СЕБЯ — с помощью наблюдения за собой и самооценки ответить на вопрос: «Каким я хочу стать?»

Решив тренировать хоккейную команду, сразу настраивайся преодолевать самые неожиданные препятствия.

На Олимпийских играх в Инсбруке над головами советских болельщиков, присутствовавших на матче СССР — Чехословакия, появился плакат: «ХОККЕЙНАЯ МАТЕМАТИКА! ВОЛЯ + МУЖЕСТВО + МАСТЕРСТВО + ДИСЦИПЛИНА + ДРУЖБА = ПОБЕДА».
Предлагаем и тебе взять на вооружение эту формулу побед.

На первом месте в этой формуле, как ее главный элемент, стоит одно из важнейших в жизни человека качеств — ВОЛЯ. Удивительное, окутанное загадочной таинственностью качество!
Жила-была в городе Анджеро-Судженске одна девочка. Звали ее Таня Лушникова. Мы не знаем, как она относилась к хоккею, но точно знаем, что к спорту была человеком неравнодушным, впрочем, для нашего разговора о формировании воли у юного хоккеиста вовсе не имеет значения, какому виду спорта она отдавала предпочтение. Когда она однажды села за стол, чтобы написать в редакцию письмо, ее волновал вопрос, имеющий самое прямое отношение к любому виду спорта.

Вот это письмо: «Почему спортсмены должны особое внимание уделять волевой подготовке? Пусть бы они занимались в первую очередь совершенствованием техники и тактики».

Проблема, как видишь, не из легких. Мы долго думали, к кому обратиться за разъяснениями. К спортсмену? Тренеру? Ученому? Да, пожалуй, наиболее обстоятельный ответ может дать именно ученый-психолог.

Так мы познакомились с человеком, которого называют старейшиной советской спортивной науки, «отцом» советской психологии спорта Авксентием Цезаревичем Пуни. К имени будет вполне уместно добавить и титулы этого заслуженного человека: доктбр психологических наук, профессор Государственного института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта, почетный член Международного общества психологии спорта, лауреат премии и золотой медали Спорткомитета СССР «За научные работы в области спорта».

Итак, ему слово.
— В самом деле — права ли Таня? И да и нет.
Права потому, что совершенствоваться в техническом, тактическом и еще физическом отношении спортсменам нужно. Без этого невозможно вообще стать спортсменом. Но не права Таня потому, что, безусловно, надо развивать и волю. Безвольный и слабовольный человек не достигает высоких результатов в спорте.
Нередки случаи, когда именно воля решает успех
дела. Вот живой пример. На первенстве мира по фигурному катанию на коньках в Оттаве зрители восхищались и аплодировали блестящей победе Ирины Родниной и Александра Зайцева. Но они не знали, что здесь решающую роль сыграла не только совершенная техника и высокая физическая подготовленность спортсменов, а именно ВОЛЯ. Дело в том, что в Оттаве, как писал специальный корреспондент «Советского спорта» С. Токарев, у Ирины внезапно разладился прыжок двойной аксель. На тренировке в одиночку он получался, а вдвоем с Александром — нет. Не получался даже за несколько часов до старта! Т. А. Тарасова — их тренер — говорила: «Выбросить прыжок из программы нельзя. А шансов прыгнуть... пожалуй, только один». Это единственный шанс был в непостижимой ВОЛЕ Ирины. И она прыгнула! Зрители, глядя на экран телевизора, лишь восхищались легкостью и непринужденностью исполнения прыжка. А Тарасова сказала: «Это могла только она!» Вот видите, по-чему нужно уделять особое внимание закалке воли спортсменов.

Но что же такое воля? ВОЛЯ — одна из сторон человеческой психики. Сущность ее заключается в том, что в единстве с разумом и чувствами воля позволяет человеку управлять самим собой. Управлять не только движениями и действиями, но и мыслями, и эмоциями, и поступками — словом, всем поведением. И не только в спорте, а всюду — ив школе, и дома, и на экскурсии, и в дружеской компании. В любых обстоятельствах жизни и деятельности. Как правило, проявления воли связаны с преодолением препятствий различной степени трудности. И в любых условиях — касается ли это решения математической задачи, выполнения тяжелой физической работы, преодоления чувства страха, или лени, или нежелания сознаться в каком-либо поступке, или преодоления со-противления спортивного противника и т. д. Препятствия и в спорте, и во всех других сферах жизни многообразны. Многообразны и проявления воли. Их называют волевыми качествами» В психологии определен основной состав волевых качеств. Это целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, инициативность и самостоятельность. Иногда в один ряд с этими качествами ставят такие понятия, как сила воли, воля к победе. Но это не волевые качества, а собирательная характеристика воли. О силе воли можно говорить тогда, когда у человека наблюдается проявление всех волевых качеств и во всех случаях жизни. О воле к победе говорят тогда, когда все волевые проявления человека устремлены к достижению определенной цели и когда она бывает достигнута. Особенно ярко воля к победе проявляется в спорте. Ведь в соревнованиях и идет речь именно о победе. Но, конечно, одной воли для этого недостаточно.

Очень красноречиво именно об этом говорит «хоккейная математика», в которой приведены слагаемые победы: ВОЛЯ + МУЖЕСТВО + МАСТЕРСТВО + ДИСЦИПЛИНА + ДРУЖБА = ПОБЕДА. Кстати сказать, именно недостатками в развитии воли и мастерства в значительной мере объяснялись и крупные проигрыши ряда команд — участниц финальных соревнований на приз клуба «Золотая шайба», проходивших в Ленинграде, которые я наблюдал сам во Дворце спорта « Юбилейный ».

Ну а как же развивать волю, закалять ее, по выражению Тани? На словах это очень просто: для того чтобы развивать, укрепить волю человека, надо ставить его в такие условия, которые требовали бы проявления воли. Практически это совсем не просто и обозначает: нужно создавать постепенно усложняющиеся препятствия перед человеком, с тем чтобы он преодолевал их.

Спорт в этом отношении — могучее средство воспитания воли. Занимаясь спортом, человеку приходится преодолевать огромное количество самых разнообразных, нередко неожиданных препятствий при овладении техникой упражнений, в тактической подготовке, в совершенствовании физических качеств и, конечно, в соревнованиях. Недаром же спорт называют лучшей школой воспитания воли и характера. Процесс этот регулируется тренером и коллективом с точки зрения выбора, создания и усложнения препятствий, которые нужно преодолевать, прилагая те или иные усилия воли.

Но только каждый человек, и особенно юный спортсмен, должен помнить, что он сам является воспитателем своей воли. Ведь воля выражается в умении человека управлять самим собой. Волевая подготовка и заключается в том, чтобы помочь юному спортсмену овладеть этим умением. Но при одном условии: он сам должен стремиться к преодолению самого себя.

А как это сделать? Воспитание воли представляет собой совершенствование многообразных волевых качеств. Ими, как об этом уже было сказано, являются конкретные проявления воли. Выл приведен основной состав этих качеств. Но для того, чтобы воспитывать волю, развивать эти качества, мало знать их названия. Нужно понять и хорошо усвоить сущность каждого из них.
Давай разберем их по порядку. Иными словами, ответим на вопрос: в чем заключаются особенности проявления этих качеств в жизни и деятельности человека? Воспользуемся существующими в психологии спорта их характеристиками.

Целеустремленность — проявления воли с ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к достижению намеченной цели.
Настойчивость и упорство - проявление  воли с  длительным сохранением (нередко даже повышением) энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих, препятствий различной степени трудности.

Решительность и смелость — проявления воли с своевременностью и обдуманностью решения вопросов и задач, возникающих в деятельности, своевременностью и обдуманностью реализации решений в действиях, отсутствием боязни принять на себя ответственность за решение и его исполнение в условиях риска и опасности, иногда даже в ущерб собственному благополучию.

Инициативность и самостоятельность — проявления воли с личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне (на подсказку), устойчивостью по отношению к внушающим влияниям других людей И их действий.

Выдержка и самообладание — проявления воли с сохранением ясности ума, возможности управлять мыслями, чувствами, действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.

Таковы особенности проявлений человека, получившие название волевых качеств. Зная их, ты в какой-то мере можешь сообразить, что значит воспитывать волевые качества, развивать способность к их появлению.

Но нужно знать и еще кое-что. Характерным, уже не внешним, а внутренним признаком проявления воли служит так называемое волевое усилие. Механизм его еще до конца не выяснен в науке. Смысл же его заключается в том напряжении духовных и физических сил, которые необходимо приложить человеку для того, чтобы преодолеть самого себя, преодолевая препятствия различной степени трудности. Иными словами, как говорят в спорте да и в других областях жизни и деятельности, действовать «через не могу», «через не хочу», «через не выдержу», «в нужный момент» и т. д. Преодоление самого себя в большом и малом, в простом и сложном — сущность волевого усилия, сущность воли как высшего регулятора человеческих состояний и поведения. В волевом усилии сливаются воедино разум и нравственные чувства человека, деятельной стороной которых и выступает воля.

Очень важно понять, что волевые усилия неоднородны и соответствуют проявлению конкретных волевых качеств. Например, в марафонском беге волевые усилия бегуна связаны с проявлением настойчивости и упорства в условиях длительной, напряженной соревновательной борьбы и нарастающего утомления, у фехтовальщиков же, скажем, для того, чтобы не среагировать на ложный вызов противника, волевые усилия включены в проявления выдержки и самообладания. Из того, что сказано здесь, следует одно важное заключение — воспитание воли, развитие волевых качеств — это в то же время совершенствование способности прилагать волевые усилия, без чего становится невозможным достижение цели деятельности, а если говорить по большому счету, то и цели всей жизни человека.

В заключение нашего занятия прошу тебя приглядеться к хоккейным баталиям своей команды. Проанализируй их. Особенно самые ответственные поединки. Под углом зрения волевых проявлений каждого хоккеиста и команды в целом. Думаю, это послужит хорошей иллюстрацией к нашей беседе о том, как при помощи воспитания воли открыть в себе тренерский талант.

ПОДГОТОВЬ СЕБЕ СМЕНУ
Хочется верить, что тебе небезразлична судьба твоей команды. Пройдет год-другой, ты перешагнешь возраст, определенный для участников «Золотой шайбы». Что тогда станет с твоей командой? Развалится? Растеряет весь свой боевой запал?

Ты уступишь место в команде своему младшему товарищу. Но сможет ли он так же умело и бес¬страшно, как это делал ты, соревноваться с соперником?

Этот вопрос ты должен поставить на повестку дня сейчас. Стань тренером 7—10-летних ребят. И для тебя это будет хорошая школа настоящего, глубокого познания хоккея, и для твоих маленьких воспитанников тоже.

Команда может принять участие в соревнованиях по очень простым и интересным условиям. Конечно, одному тебе не по силам провести турнир. Попроси помощи у своих товарищей, у тренера, вожатых, учителей.

ГДЕ ИГРАТЬ!
На льду, на утоптанном снегу, на земле или асфальте. Найди удобную для игры площадку метров 30—40 длиной и не менее 15 шириной. Если нет бортиков, не беда. Лишь бы были видны границы площадки и центральная линия, разделяющая поле пополам. Можно играть и на настоящем поле, но только на одной его половине. Ворота — обычные хоккейные. А лучше стойки на расстоянии 150 сантиметров друг от друга. Ворота можно прислонить прямо к бортикам.

Шайбу купи облегченную. А можно и самим ее сделать из куска плотной резины. Диаметр до 7 сантиметров, толщина 2—2,5 сантиметра.

КОМУ ИГРАТЬ!
Нужно собрать в подшефном классе команду из 10 человек (6 основных и 4 запасных). Первоклассники играют в одном турнире со второклассниками. Мальчишки из третьих классов — с четвероклассниками.
Первой (младшей группе) дается условное название «мотыльки», а второй (старшей) — «пингвины».

ЛИЧНЫЕ ЗАДАНИЯ
(Участвуют попарно по десять игроков от каждой команды)
1. Обводка змейкой пяти стоек, находящихся по прямой линии на 3-метровом удалении друг от друга, и завершающий бросок шайбы в ворота.
2. Движение на коньках (или бег) спиной вперед. Дистанция 30 метров.
3. Пробежка вдоль всего поля без клюшки. Во время бега нужно не менее трех раз подтолкнуть шайбу рукой.
Победителю каждой пары присуждается 1 очко.

КОМАНДНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Броски шайбы с пятиметрового расстояния в фанерный или бумажный квадрат, каждая сторона которого равна 50 сантиметрам (для «мотыльков») и 40 сантиметрам (для «пингвинов»). Квадраты раздели горизонтальной линией пополам. Их нужно прикрепить к бортику или забору так, чтобы одной стороной квадраты касались льда (земли). Выполняется по 5 бросков. Попадание в нижнюю половину — 1 очко, в верхнюю — 2.
2. Уборка снега с площадки. Команде, расчистившей свою половину поля быстрее, присуждается 10 очков (только для выступающих на коньках).

3. Хоккейный матч. Его можно проводить на следующий день после выполнения первых пяти заданий. Одновременно на площадке выступают 6 игроков от каждой команды (вратарь, 2 защитника, 3 нападающих). Допускается любое количество замен игроков» Победившая команда получает 30 очков. Если разрыв в счете составляет 3 и более шайб, то 50 очков.

Игра проходит по упрощенным правилам. Необходимо запомнить, что нельзя входить на половину поля противника до тех пор, пока туда не войдет шайба. Гол, забитый ногой, рукой или другой частью тела игрока атакующей команды, не засчитывается.

Во, время игры судья назначает по 2 штрафных очка игрокам за следующие нарушения правил:
— подножку;
— захват и остановку противника руками;
— если клюшка поднята выше плеча, когда вблизи находятся другие игроки;
— бросок клюшки в шайбу.

Противнику можно только преграждать путь, но не толкать его. За умышленный толчок провинившийся получает сразу 5 штрафных очков.

Штрафные очки после окончания матча вычитаются из общего количества очков, завоеванных каждой командой. Таким образом определяется команда- победительница .

В течение сезона всем командам нужно провести одинаковое количество встреч. Например, двадцать. Игры можно проводить между командами одной школы в несколько кругов. Но соревнования будут проходить гораздо интереснее, если в них примут участие «мотыльки» и «пингвины» нескольких школ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий