В жизни всякое бывает. В одном московском дворе жила-была отчаянная хоккейная команда. И была у этой команды своя игровая площадка. Не ахти какая, но шайбу гонять можно. И вот однажды эту площадку снесли.
Обиделись ребята на весь белый свет. Дескать, они, взрослые, такие, с ними лучше не связываться. Добра не будет.
Прошел день, идет другой... Толкутся ребята во дворе, судачат о своей ребячьей беде. Само собой, вид у них недовольный, глаза сердитые. А тут подходит к ним какой-то парень, по виду студент, и спрашивает:
— Чего, хлопцы, приуныли? Может быть, помощи надо?
— Иди-ка ты своей дорогой, — отвечают хлопцы. — Как-нибудь без помощников обойдемся.
— Нy, как знаете, — оказал молодой человек и ушел.
Сгрудились ребята в кучку. Опять гневаются, «пылят», вспоминают недобрым словом вредного управдома, Идет мимо пожилой человек.
— Привет ледовым бойцам! Как настроение? Может, какая помощь нужна?
— Иди ты, дядя, куда идешь, — отвечают. Слова цедят сквозь зубы, смотреть на человека не хотят. Пожал он плечами и пошел домой,
И опять нет ребятам никакого покоя. Идет мимо новый прохожий. Походка веселая, быстрая. Не идет, а летит.
— Физкульт-привет, братва! Как успехи? Хотите, любимый финт Бобби Халла покажу?
— Покажи его лучше своему дедушке, — отвечают ему «бесплощадочные» игроки.
Человек посмотрел на них, усмехнулся и тотчас ушел. А ребята опять вздыхать принялись... Час вздыхают, два вздыхают, а дело ни с места. Как не было площадки, так и нет. Видят ребята, что от одних вздохов толку мало, и говорят: «А что, если в райком комсомола сходить? Вдруг помогут!»
Сказано — сделано. Пришли. Интересуются, кто в райкоме отвечает за спорт.
— А-а, старые знакомые. — И поднимается им навстречу парень, по виду студент, с которым не захотели они у себя во дворе поделиться бедой. Но парень о том и не вспоминает. — Ладно, — говорит, — раз такое дело, поможем. Вот вам записка. Идите прямиком на механический завод. Носы не вешайте. Все будет хорошо.
А на заводе встречает их тот самый человек, что во дворе помощь им свою предлагал. Он на заводе, оказывается, самый главный — директор. Ребята не знают, куда глаза девать, а директор посмеивается:
— Ладно, ладно, кто старое помянет, тому глаз вон. Чем могу, помогу.
На следующий день приехали во двор рабочие, привезли материал, помогли ребятам построить новую спортплощадку. В разгар работы появляется среди ребят управдом и возмущается:
— Я им, голубчикам, материал для новой новой площадки завез, а они, нате вам, самодеятельностью занимаются. И тренера подыскал. Вот он. Прошу любить и жаловать. Бывший игрок «Спартака». Любимый финт Бобби Халла знает. Во!
— Да им это неинтересно, — говорит тренер,
— Интересно! — кричат ребята. — Еще как интересно!
А сами мнутся, губы кусают. Оплошали, кругом оплошали.
«Звучит красиво», — скажет какой-нибудь юный скептик. Только не сказка ли это? И вообще, для чего вы это все рассказываете?
Оглянись вокруг. И ты убедишься, что друзей у тебя много. Это и школьный пионервожатый, и деловитый комсомольский вожак, и десятки других людей, которые живут вместе с тобой в одном доме, на одной улице, в одном городе. Не сторонись их. Доверяй им свои мечты. Поверь: где бы ты ни жил, в какой бы край нашей необъятной страны ни занесла тебя судьба, везде найдутся люди, которые помогут спортивную мечту превратить в быль.
Вот, например, живет в городе Горьком Лидия Ивановна Шишкина, оператор железной дороги. Казалось бы, не женское это дело — футбол. Но не могла Лидия Ивановна спокойно смотреть, как ребята убивают время, не знают, куда себя девать. И в нарушение всех писаных и неписаных правил взялась она готовить ребят к соревнованиям. Поначалу юные футболисты отнеслись к «тренерше» настороженно. Но когда тренировка пошла не хуже, чем у заправских мастеров — с разминкой до пота, интересными упражнениями, с жаркой двусторонней игрой, — все сомнения исчезли сами собой. А Лидия Ивановна не успокоилась до тех пор, пока не довела своих питомцев до финального турнира лучших дворовых команд Советского Союза в Москве.
Много подобных энтузиастов и в хоккее. Познакомимся с одним из них. Виктор Ильич Леутов — бывалый моряк. Сидел он как-то осенью на лавочке возле своего подъезда, курил неизменную трубку. Поглядывал из-под лохматых бровей на ребят. Одни охоту на кошек устроили: кто попадет осколком кирпича. Другие отчаянно резались в расшибец. Третьи от нечего делать бесцельно шлялись по двору.
Разве мог такой человек, как Виктор Ильич, равнодушно на это смотреть? Выколотил он из трубки пепел и взял курс на домоуправление. О чем он там говорил, неизвестно, только на следующий день на дверях подъездов появились объявления, с которых, собственно, и началась дворовая спортивная жизнь:
«Товарищи мальчишки и девчонки!
Товарищи взрослые жильцы!
Выходите 24-го числа строить нашу спортивную площадку, сбор в 9 утра у зеленой беседки»
Народу собралось немного, зато работали все дружно, споро. Разгребли мусор, разровняли площадку. В тот же день весело забарабанил по еще мягкой, пористой земле футбольный мяч. И Дима Кравчук забил первый гол. Это могут засвидетельствовать многие жильцы: головы зрителей в тот момент торчали из десятков окон. А Виктор Ильич, довольно попыхивая трубкой, неторопливо прохаживался вдоль площадки.
Молодцы у нас ребята, — думал он. — С такими горы можно свернуть.
Но зачем сворачивать горы, если во дворе и так. дел непочатый край. Вот-вот первые морозы стукнут. Где тогда ребятам играть в хоккей? Старая-то площадка совсем в негодность пришла. Не на дороге же, как прошлой зимой!
— Василий Кириллович! — обратился Леутов к управдому. — Нужна помощь. Зима на носу. Пора за новую хоккейную площадку приниматься.
— И что же я должен сделать? — настороженно поинтересовался тот.
— Тес для бортов требуется. Позарез.
— Да откуда же я его возьму? — всплеснул руками управдом. — Все средства, какие мог, я уже израсходовал. Ведь спортинвентарь нам никто даром не давал!
— Ну пойми, Василий Кириллович, нельзя нам без новой площадки, никак нельзя.
Увы, управдом был непреклонен. И так было горько ребятам смотреть на расстроенное лицо своего друга-моряка, что кое-кто из будущих хоккеистов решил проявить «инициативу». На следующий день, как по щучьему велению, на площадке выросли штабеля пахучих сосновых досок.
— Вот это да! — по-детски обрадовался Виктор Ильич. — Только откуда они взялись?
— Мы эти досочки вчера вечером со стройплощадки тю-тю... — похвастался Дима Кравчук.
Разом потемнело лицо Виктора Ильича. Сомкнулись на переносице густые брови. Нет, таким путем строить спортплощадку Леутов согласиться не мог.
— Об этом недостойном поступке, — сурово сказал Виктор Ильич, — у нас разговор будет впереди. А сейчас немедленно берите доски и несите назад.
Пропажи на стройке еще не хватились, когда ребята уже аккуратно сложили свою добычу на старом месте.
Казалось бы, построить площадку — дело немудреное: вкапывай в землю столбики, распиливай, а затем «сшивай» доски, с наступлением морозов выходи с шлангом — вот и все проблемы. Однако не было бы у знакомых мальчишек такого настойчивого покровителя, как Виктор Ильич, наверное, долго бы еще управдом не написал в своем приказе эту долгожданную строчку: «...выделить на строительство дворовой хоккейной площадки пять кубометров теса».
А вот о нуждах ребят соседнего двора позаботился сам директор московского завода «Водоприбор» JI. Б. Коган. О том, как разворачивались события на подшефном заводу дворе, Леонид Борисович вспоминает :
«Наши рабочие пришли во двор, когда его хозяевами были малыши да их бабушки и дедушки. Ребята постарше, как и полагается, сидели тем временем за школьными партами.
Начали рабочие ломать старую площадку — доски гнилые, сетки ржавые, поле все в рытвинах и буграх... А все-таки жаль ребятам свою площадку. Когда увидели они вместо нее пустое место, ахнули. Горячие головы призывали немедленно идти к управдому, протестовать. Однако возмущались ребята напрасно. Ведь рабочие снесли старую площадку только для того, чтобы на ее месте построить новую. Когда поняли незадачливые ледовые бойцы, какой готовится им подарок, радости их не было границ.
И началась в ЖЭКе № 24 Дзержинского района Москвы новая хоккейная жизнь. Справедливости ради должен сказать, что не только наши рабочие помогали ребятам в их делах. В частности, немало сделал для них депутатский совет, который работает при 24-м ЖЭКе. Удивляться тут не приходится. Ведь депутаты не раз и не два смотрели на ребячьи поединки, видели, как полюбилась мальчишкам мужественная игра, болели за них...
Всякое строительство нуждается в средствах. Где же взял их 24-й ЖЭК? Некоторой суммой он располагал. Как известно, по закону два процента от квартирной платы может быть использовано на нужды детей. Разумеется, на эти деньги можно строить не только песочницы и качели, но и площадки для спортивных игр.
Однако площадка площадке рознь. Мы захотели сделать для ребят такую, чтобы была она не хуже, чем в Лужниках. Один человек, даже одна организаций такую работу может выполнить далеко не всегда. А вот если взяться всем миром, любая задача нипочем. С помощью райкома комсомола распределили мы работу для шефов. Комсомольцы управления Ремстройтрест в свободное время сколотили щиты бортов. Работу с металлом взяли на себя комсомольцы завода «Водоприбор». Они смастерили хоккейные ворота, мачты для освещения, протянули провода., А студенты архитектурного института задумали сюрприз: они решили сделать — что бы вы думали? — электротабло.
Конечно, не у всех домоуправлений одинаковые возможности. У одних побольше, у других поменьше. Не везде можно найти шефов, которым по силам строить настоящие мастерские площадки. Но разве только на мастерской площадке можно играть в хоккей? Конечно, нет. Хорошим игроком можно стать и на самой скромной площадке, каких немало в наших дворах. А должны они быть везде. В каждом дворе. Везде, где мальчишки хотят играть в хоккей».
За один сезон в Дзержинском районе появилось четыре стандартные хоккейные площадки. Об упрощенных я уже и не говорю. На лучших районных полях проводилось даже первенство Москвы на приз клуба «Золотая шайба».
дома № 110/2 по проспекту Мира, где живет замечательный хоккеист, заслуженный мастер спорта Вячеслав Иванович Старшинов. Прославленный центрфорвард дал согласие стать тренером-консультантом соседских ребят.
Однако, юный друг, на помощь надейся, а сам не плошай. Не хочу, чтобы у тебя создалось впечатление, что якобы взрослые должны тебе и площадки строить, и форму добывать, и пыль с тебя сдувать. Настоящий хоккеист меньше всего похож на иждивенца. Он трудяга, никакой работы не боится, в любом деле задает тон. Только таким людям и стоит помогать.
Пусть и летом не пустует хоккейная площадка. Пусть превратится она в место для игр в мини-футбол, ручной мяч, баскетбол. Ловкость и быстрота, которые вырабатываются в этих играх, пригодятся тебе, когда снова ударят холода и наступит хоккейная пора.
В Центральный штаб соревнований приходят тысячи писем от юных спортсменов. Письма разные. И забавные («У нас сильнейшая защита, так что мы играем без вратаря»), и тревожные («Помогите: не можем купить форму!»), и письма-советы («Мы предлагаем в сборную нашего вратаря — ему уже пятнадцать лет!»).
Но бывают такие, на которые лучше всего ответят сами ребята. Вот, к примеру, категорическая просьба, которая часто повторяется в письмах: «Срочно вышлите тренера!»
Участники соревнований на призы «Золотой шайбы» и «Кожаного мяча», конечно, знают, что общественных тренеров обычно направляет в команды райком комсомола или районные спорткомитеты. Но случается, тренер (который никогда и не был тренером) появляется у команды при самых неожиданных обстоятельствах.
Мы попросили юнкоров пионерского пресс-центра на одном из всесоюзных финалов клуба «Золотая шайба» взять интервью у участников и гостей соревнований.
Женя Сураев, капитан команды «Стрела» (г. Горький):
— Мы сначала без тренера играли. Не получалась, конечно, игра: по полю гурьбой бегали... За забором площадки шоссе проходит. Наш защитник Руслан такие «свечи» часто запуливал, что мячик прямо к постовому милиционеру на шоссе улетал. Надоело, наверное, постовому мячи нам подавать. Взял он,однажды наш мячик, положил в свой мотоцикл и увез куда-то. Ну, думаем, все. Утром повестку мне приносят домой: «Капитану Сураеву Ж. и всей команде явиться в пятую комнату милиции в 10.00». Долго мы совещались, потом решили: надо мячик выручать — он ведь жэковский. И пошли... В общем, оказалось, это нас к себе милиционеры вызвали для того, чтобы тренера нам дать. Лейтенант сказал: «У нас тут новенький есть, постовой. Заядлый футболист! Хотите его в тренеры?»
Теперь нас тренирует Володя. Он сержант. У нас есть и форма, и три новых мяча. Вот только свистка Володя нигде купить не может. У него свисток милицейский. Свистнет, а некоторые шоферы на шоссе думают, что они правила нарушили. Тогда Володя машет им рукой: поезжайте, мол, все в порядке!
Команда «Спутник», Чувашская АССР (г. Шумёрля):
— Наш тренер — Капитанов Владимир Николаевич. Он работает механиком в строительном управлении № 8. С нами занимается уже пятый год — после работы и в выходные дни учит играть в хоккей.
Владимир Николаевич четыре года был секретарем комитета ВЛКСМ, сейчас член горкома ВЛКСМ, работает в постоянной комиссии по физкультуре и спорту при горкоме комсомола.
В неделю четыре раза проходят наши тренировки, в среднем восемь часов мы проводим с тренером.
Нам нравятся в нашем тренере его доброта, отзывчивость, требовательность. К нам относится как к своим товарищам, он с нами рядом и чуть впереди. Учит нас быть выносливыми, сильными, ловкими, учит не останавливаться на пути к победе, доводить дело до конца. Когда мы играем на поле, всегда чувствуем, что он с нами, что следит за нашей игрой, вовремя подскажет, как дальше вести игру.
Он постоянно следит за учебой наших ребят, помогает.
П. К. Бастрыкин, член родительского комитета дворового клуба по улице Чичканова, 20 (г. Тамбов) :
— Мы все живем в одном дворе, и все мальчишки, да и мы, родители, все называем нашего детского тренера «дядя Толя», хотя он выглядит очень молодо. Он фанатик своего дела, очень требовательный, чуткий, внимательный и очень добрый человек. Анатолий Игнатьевич Павлушин всегда что-то придумывает. Вот и сейчас создали спортивный совет клуба, куда вошли 18 человек. Избрали руководящий совет клуба. Председателем совета стал Булатов Вячеслав Николаевич, заведующий партийным кабинетом завода. Заместители — Распонов Серафим Петрович, председатель месткома, Сутормин Владимир Александрович, инженер.
А. И. Павлушин всегда переживает за тех ребят, которых называют «трудные». Многих он вытащил из беды. Как приятно, когда вырастают мальчишки и становятся спортсменами. Такими же добрыми и интересными, как наш тренер.
Пять в неделю дней на большой хоккейной площадке вечерами идут тренировки, а в воскресенье — первенство клуба. В субботу и воскресенье — массовое катание для всех желающих. На площадке можно увидеть и бабушек и дедушек. С внуками катаются.
Комсомолец Юрий Тириков, мастер участка добычи нефти, общественный тренер поселка Ярега, Коми АССР:
— Славный народ — мальчишки. Только не всегда с ними легко. Создали команду. «Назначай, — говорят мне, — капитана». А я им: «Сами выбирайте. Я ведь могу ошибиться». Капитаном выбрали Женю Стадника.
Хочешь не хочешь, а капитану нужно уметь руководить друзьями. И вот у Жени появились трудности. «Подумаешь, начальник! Раскомандовался...» — заворчали некоторые.
Пришлось собрание собирать и объяснять, что коль уж сами выбрали капитана, так извольте подчиняться его воле.
Случалось, что у некоторых ребят пропадал интерес к тренировкам. Не станешь же каждого за ручку приводить. Пригласил как-то всех к себе домой на телевизионный репортаж с хоккейного матча приза «Известий». После окончания игры разобрали встречу, поспорили. Понравился всем один оригинальный финт шведа Нильсона. Договорились изучить его на (очередных тренировках. На следующих тренировках была стопроцентная посещаемость.
О тренере-старшекласснике из города Назрань Чечено-Ингушской АССР Бекхане Кодзове рассказывают его ученики:
— Наша хоккейная команда любит своего тренера за его добрый и веселый характер. Он знает, что от плохого слова команда может проиграть, и старается не портить нам настроение во время игры. Бекхан всегда перед нами откровенен. Хорошо знает спорт: смотрит спортивные репортажи, читает журналы, книги о спорте. Все это помогает ему лучше нас тренировать.
Мы думаем, что если бы наш тренер играл в сборной молодежной команде СССР, то был бы лучшим игроком.
Все учителя называют Бекхана «тренером». Это потому, что даже в школе во время переменок он старается проводить тренировки. И не только с нами, но и с. остальными ребятами.
Хотя Бекхан еще не окончил школу, но мы думаем, что взрослый тренер не смог бы так хорошо учить нас играть в хоккей. И за это мы все говорим ему спасибо!
Комментариев нет:
Отправить комментарий