Дружба рождается по-разному. Иногда — вдруг, невзначай. Чаще постепенно, незаметно...
Ребята осторожно проверяют чувства, оценивая поступки друг друга.
Вот от взрослых иной раз можно услышать презрительное «уличный мальчишка». Уличный — значит воспитанник улицы, дрянной, способный совершить хулиганский поступок.
Может, в семье неурядицы у такого паренька. Вот и нашел он себе стихию — улицу. Темные дружки тут как тут. Заботливыми покажутся. Курить дадут, вином угостят, предложат сыграть в карты. Кто обидит, заступятся...
Дворовый клуб. Как помогает он сдружиться ребятам? Как проводит хоккейные соревнования?
Ты, конечно, знаешь поговорку: «С кем поведешься, от того и наберешься». Да, от того, какие у тебя приятели, зависит многое. Если вас объединяет интересное, нужное обществу дело, значит, не жалей о затраченном на него времени.
В первые годы Советской власти перед нашим государством стояла очень ответственная задача — наладить работу по воспитанию детворы. По коммунистическому воспитанию. Пионерской организации тогда еще не было. По всей стране начали появляться детские коммунистические клубы. Их организатором стал комсомол. Одним из первых в 1919 году в Перми родился клуб «Муравейник». 12—13-летние ребята, которые были хозяевами этого клуба, начали свою работу с выпуска газеты «Муравей-чудодей». Вскоре вся округа узнала о бойких, непоседливых «муравьях», об их интересных делах. Потянулись ребята в читальный зал «Муравейника». Сначала за книгами приходили. А потом становились участниками походов, соревнований, литературных «четвергов», спектаклей. По примеру «Муравейника» в окрестных школах открылись «Улей», «Пчельник» и другие детские коммунистические клубы.
«Муравьи» начали свое существование с газеты, с читального зала. Это было десятки лет назад.
А вот с чего начался клуб сегодняшних липецких мальчишек «Неунываки».
«Если ты не трус, если не хлюпик, если не убежишь от первой трудности, приходи в горком комсомола. Есть дело, которое могут выполнить только волевые, настоящие парни».
Такие письма получили по почте 140 липецких ребят. «Трудных» ребят.
Такие письма получили по почте 140 липецких ребят. «Трудных» ребят.
Не скажу, что все эти мальчишки по мановению волшебной палочки стали закадычными друзьями, что сразу стали примерными, дисциплинированными на улице и дома, отличниками в школе. И все же в их жизни произошел настоящий взрыв.
Однако на какое же дело призывал мальчишек горком? Оказалось, что от них ждали самой решительной помощи в организации клуба «Неунываки». Идея понравилась, потому что в распоряжение мальчишек была предоставлена под штаб-квартиру клуба бывшая котельная, да к тому же свобода действий, или, как ее именовали взрослые, самоуправление.
Когда штаб клуба окреп, он стал действовать сообща со школьными родительскими комитетами, с детскими комнатами милиции. Нужны были деньги для походов, поездок в Брест, Волгоград, Курск, Смоленск — зарабатывали сами. На стройке, в колхозе.
А какие футбольные и хоккейные команды в клубе! Форма есть, клюшки, мячи есть, площадка на зависть всему городу. Тренировки проходят словно в спортивной школе — по четкому расписанию.
Замечаешь, с разговора о дружбе мы «перепрыгнули» к детским дворовым клубам. Для чего? Для того чтобы ты понял, что настоящая дружба делает жизнь краше, наполняет интересными событиями.
Вот каунасские ребята из дворового клуба «Орбита». Сейчас им рассказывают, как в 1961 году рождался их клуб. На целых два часа была закрыта для движения автомобилей улица Лину. На этой улице развернулись сражения первой спартакиады домоуправления № 20. Двести ребят вышли на старты. С этого декабрьского дня и началась история детского спортивного клуба «Орбита» литовского города Каунаса.
В гостях у одного из главных виновников появления на свет «Орбиты», пенсионера А. Абишалы, побывали двое из тех, кто первым пришел в клуб. Александр Сабуркин и Мечисловас Черешка. Сорванцами когда-то были. А теперь школа, служба в армии позади. Поблагодарить пришли мудрого человека за то, что верную дорогу в жизни указал.
Клуб теперь разросся, не сравнишь с теми временами. Своя мастерская и то есть. Призы ребята здесь делают, складные прогулочные лодки, буера, ракетки для настольного тенниса, клюшки... Что касается клюшек, то на них особый спрос. Все потому, что хоккей в «Орбите» — главный вид спорта. Иначе бы и не настоял перед «начальством» тренер-общественник — помощник мастера фабрики «Дробе» Стяпас Мартишюс — на строительстве восьми (!) хоккейных площадок. Здесь-то и проводится традиционный районный турнир на приз Героя Советского Союза Альчонсаса Чепониса. Герой-комсомолец провел детство в этих краях. А теперь на финальную игру приходит мама Альчонсаса. Вручит приз и скажет;
— Поздравляю, хорошие вы Мои мальчишки, сыночки вы мои...
Приятно ребятам слышать эти слова, до глубины души приятно. И очень им хочется делать в жизни только добро...
Дворовые спортивные клубы. Многие из них теперь уже имеют отличную спортивную базу. Ребята из клуба «Атланты», например, что работает при домоуправлении № 2 города Пскова, гордятся своим спортивным залом. А вот у мальчишек и девчонок, которые проводят свободное время в спортклубе домоуправления № 20 города Харькова, гордость — бассейн «Золотая рыбка»... Ну а тебе, друг, советуем брать пример с воспитанников горьковского дворового спортивного клуба «Восток-3». Там главный вид спорта — хоккей. Отличную площадку ребята построили своими руками. Отлично строили, отлично тренировались, отлично выступили в соревнованиях на приз клуба «Золотая шайба», завоевав звание чемпионов 1972 года. Вот тебе и пример, как дружба помогает строить, тренироваться, побеждать.
Залог успеха в любом деле — в хорошей его организации. Давай подробнее остановимся на том, кто и как планирует и организует спортивную работу дворовом клубе.
Правление. В таком большом деле, как создание дворового клуба, без помощи родителей просто не обойтись. Предложите им создать правление. В него кроме родителей, войдут представители общественной организации, парторганизации ЖЭКа. представитель шефов, председатель совета капитанов. На общем заседании правления избираются председатель, два заместителя, остальные являются членами правления, отвечающими за отдельные участки работы.
Правление руководит спортивно-массовой и воспитательной работой по месту жительства. Составляет план работы, распределяет средства на строительство спортивных сооружений и приобретение спортинвентаря. Следит за проведением собраний в командах. Поддерживает постоянную связь с райкомом комсомола и районным комитетом по физической культуре и спорту. Руководит деятельностью совета капитанов и родительского комитета.
Совет капитанов. В совет от каждой команды входят по два представителя — капитан и заместитель капитана по воспитательной работе. Председателем совета рекомендуем избирать капитана команды, старшей по возрасту.
Совет ведет воспитательную работу со спортсменами; проводит тренировки в отсутствие тренера; организует внутренние соревнования: отвечает за ремонт и строительство спортивных сооружений; назначает дежурных во время внутренних соревнований районного и городского масштаба; организует подготовку юных судей; оказывает всевозможную помощь общественным тренерам.
Родительский комитет оказывает повседневную помощь в работе тренера с командой. Он контролирует успеваемость, организует совместно с советом капитанов помощь отстающим в учебе. Осуществляет контроль за нарушениями дисциплины. Держит связь со школами и родителями. Организует помощь во всем комплексе учебно-воспитательной работы.
Родительский комитет планирует свою деятельность на квартал, полугодие, год.
Совет клуба. Всей жизнью дворового клуба руководит совет. Он избирается на общем собрании в начале учебного года. В состав совета может войти 9 — 15 человек. Избираются они сроком на один год. В состав совета входят представители комсомольской и пионерской организаций школ микрорайона, представители комсомольских организаций предприятий, спортивных клубов и обществ, культурно-просветительных учреждений, детской комнаты милиции, ЖЭКа и т. д.
Совет избирает председателя и двух его заместителей, а также руководителей секторов. Он составляет и утверждает план работы клуба и обеспечивает его выполнение. К составлению плана работы необходимо привлечь всех членов клуба.
Один раз в учебную четверть совет клуба отчитывается о своей работе на совместном заседании совета пионерской дружины и комитета комсомола школы и один раз в году — перед общим собранием всех членов клуба.
Совет клуба для успешного проведения работы может создать такие секторы: хозяйственный, учебно-воспитательный, культурно-массовый, спортивно-туристический, стенной печати (редколлегия).
Хозяйственный сектор помогает во всех делах заведующему клубом — педагогу-организатору, участвует в оформлении клубного помещения, обеспечивает сохранность имущества, чистоту, организует дежурство.
Учебно-воспитательный сектор помогает педагогу в организации работы кружков: вовлекает в них ребят, следит за посещаемостью, дисциплиной. Старосты кружков входят в состав сектора.
Культурно-массовый сектор вместе с шефами и советом общественности организует вечера, праздники, выставки, встречи с коммунистами, ветеранами войны и труда, культпоходы, обсуждение книг и спектаклей, кинофильмов, проводит КВНы, диспуты, викторины.
Спортивно-туристический сектор помогает организовывать секции, проводить матчи и соревнования дворовых команд, тренировки, туристические походы, массовые подвижные игры. Подбирает общественных тренеров для руководства командами и готовит юных инструкторов по спорту.
Редколлегия обеспечивает выпуск стенгазеты клуба, радиопередач, сатирических листков и молний, подбирает материалы наглядной агитации.
Игротека. Ее работой руководит культмассовый сектор. Она может быть выделена и в самостоятельный сектор, возглавляемый одним из членов совета. Игротека приобретает и изготавливает различные игры, организует соревнования по настольным играм.
Дела клуба:
— массовые праздники дворов, вечера дружбы, КВНы, встречи с ударниками коммунистического труда;
— рейды по проверке состояния дворов, домов, подъездов, подсобных помещений, ознакомление с жизнью и делами ребят во внеурочное время, проведение операций «Лифт», «Балкон», «Чистая стена» и т. д.
Особое внимание совет клуба должен обращать на ребят недисциплинированных, отстающих в учебе. Их нужно окружить вниманием,, помочь найти в клубе увлекательное дело.
Комментариев нет:
Отправить комментарий