понедельник, 13 февраля 2012 г.

С кем пойдешь ты в ледовый бой

С чего начинается хоккей? С голубой глади катка? С амуниции, в которой каждый выглядит богатырем? С коньков и клюшки, за которые в магазине шел почти что хоккейный бой? С первой забитой шайбы? С выигранного первенства и медали на груди?

Нет. Хоккей начинается с дружбы, с коллектива, с команды. А как ее создать? Можно ли добиться того, чтобы все игроки чувствовали локоть друг друга, действовали по принципу: «Один — за всех, все — за одного».

Разумеется, создать такую команду можно, хотя, конечно, дело это вовсе не легкое. По-разному любят ребята хоккей, по-разному в него играют, по-разному понимают свои задачи.
Бывает, парень считает, что самое главное — это отважно, ни на кого не глядя, сражаться за свою команду, а, дескать, остальное неважно. Однако отвага  отваге рознь.

Вот что пишет популярный хоккеист, заслуженный мастер спорта, двукратный олимпийский чемпион Борис Майоров:
«Если ты смел, грудью останови шайбу, летящую со скоростью снаряда, или стань на пути мчащегося прямо на тебя соперника — кто кого: либо он, либо ты окажешься поверженным на лед. Если ты ловок» дерзни проскочить между Сциллой и Харибдой, между жестким деревянным бортом и могучим стокилограммовым Сашей Рагулиным. Проскочил — молодец, нет — не жалуйся, что тебе больно. Но зато в отличие от других игр в хоккее действует принцип: «чего нельзя, того нельзя». Здесь за подножку, удар исподтишка или иную грязную игру ты не отделаешься невинным штрафным в сторону своих ворот. Самая мягкая из мер наказания — твоя команда остается на поле в численном меньшинстве. Значит, в худшем случае — гол, в лучшем — изнуряющая силы оборона, потеря инициативы, предоставление противнику передышки за твой счет. Вот он какой, хоккей. Мужественный, суровый и справедливый».

Да, хоккей не место для самолюбования, для показа собственной техники и мастерства. Один — за всех, все — за одного. Даже если больно, если противник грубит и исподтишка нарушает правила, держи себя в руках, не позволяй раздражению вылиться наружу. Ведь ты играешь за команду, за коллектив.

«Когда игроки бросаются в драку, это не хоккей, ибо в такие минуты они уже ничего не видят вокруг, — пишет популярный шведский хоккеист Свен Юханссон. — Если вести себя спокойно и быть дипломатом на поле, то этим можно выиграть больше, чем ответной грубостью. Могу привести такой пример.

На Олимпиаде 1956 года в Кортине играли СССР и Канада. Русские выиграли тогда со счетом 2:0, и канадцы проиграли из-за того, что начали грубить. Один канадец столкнулся с русским хоккеистом и решил задержать его. Он это сделал, ударив русского в лицо. Русский наверняка был не слабее канадца, он мог бы очень хорошо стукнуть его в ответ и, пожалуй, выиграть этот матч бокса, но он оказался лучшим дипломатом, чем канадец. Он оставил удар без ответа, и канадец был удален с поля на две минуты. Теперь в команде Канады стало на одного игрока меньше, русские воспользовались этим и забросили шайбу в ворота. Они переигрывали канадцев и вели со счетом 1:0. До 2:0 счет был увеличен таким же образом. Один из канадцев начал драку, русский не стал вступать в нее, канадца удалили с поля, и в ворота команды Канады была заброшена вторая шайба.

Итак, костяк команды должен состоять из ребят, для которых честь коллектива так же дорога, как своя собственная. Эгоист в хоккее — как попавший в подшипники песок. Но недаром говорится: чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть. А как, спрашивается, узнаешь игрока, если команда еще только собирается, если она еще ни разу толком не играла?

Но ведь вы не первый год учитесь вместе, в одной школе, в одном классе. Характер проявляется не только в игре. Тот, кто всегда был надежным другом, никогда не подводил, в трудном деле не прятался за спины товарищей, а в приятном не лез вперед, чтобы побольше досталось именно ему, наверно, и на хоккейной площадке останется таким же верным и надежным человеком. Верь такому товарищу. Пускай поначалу не все у него клеится с игрой и ростом, возможно, он не вымахал. Зато в трудную минуту на него можно положиться. Он не побоится подставить грудь под стремительную шайбу. Если больно, не станет хныкать и по-прежнему будет стоять за честь команды.

Короче говоря, в хоккей можно начинить играть, только тогда, когда, собравшись вместе, вы сможете сказать: «Каждому из своих товарищей я верю также, как самому себе». Без этого, если в команде дает о себе знать неприязнь друг к другу отдельных игроков, если не обходится без подначек и пикировок, если каждое предложение немедленно вызывает пустой и ненужный спор, играть по-настоящему нельзя. Как справедливо заметил баснописец Крылов, когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет.

Дружба дает много прав. Если у тебя есть настоящий друг, можно не сомневаться, что в трудную минуту он всегда придет к тебе на помощь. Друг не оставит в беде. Когда у тебя появляется друг, значит, силы твои увеличиваются вдвое.

Но дружба налагает и обязанности. Если ты играешь за команду, ты никогда не должен их забывать.

Свои обязанности перед командой советуем обсудить на общем собрании игроков и принять в торжественной обстановке. Ведь это своего рода клятва. Отнесись к ней с уважением.
Вот, например, какие обязательства берут юные хоккеисты ЦСКА.

ОБЯЗАТЕЛЬСТВО ЮНОГО ХОККЕИСТА

Вступая в хоккейную команду, перед товарищами по команде и тренером обязуюсь:
— настойчиво овладевать вершинами хоккейного мастерства, точно и аккуратно выполнять все задания и советы тренера;

— беспрекословно соблюдать спортивный режим. В ледовом поединке с любым противником быть мужественным и честным, стойко защищать честь своей команды;

— всегда и везде быть верным другом, хорошо вести себя дома,  в школе, на улице и удерживать товарищей от недостойных поступков;

— успешно учиться в школе и помогать товарищам;

— не зазнаваться, не унывать при неудачах;

— занимаясь спортом, готовить себя к труду и защите любимой Советской Родины.

Разумеется, в каждой команде могут быть разные обязательства. Однако верим, что все они будут говорить о.дружбе и взаимовыручке, спортивной чести и справедливой борьбе.

Бывает, что у товарища не все дела идут гладко. Например, нахватал двоек, учитель запрещает играть в хоккей, в команде появляется пустое место. Как быть? Именно такой случай произошел однажды с Витей.

Сумеречным воскресным вечером он брел по пустынной улице. Рюкзак обвис за ссутулившейся спи¬ной. Описывая черным крюком ленивые зигзаги, впереди Вити плыла клюшка, так и не побывавшая сегодня в сражении.

Домой не хотелось. Но куда сейчас пойдешь? Поздно уже.

— Что нос повесил? — приветливо спросила в дверях мама.
Мама, конечно, не могла предположить, что сегодня творилось с Витей.

Блистательная цепь побед его команды по вине пятерых двоечников внезапно лопнула. Да, да, из-за двоечников. Невиданный случай! Сама Людмила Петровна, классный руководитель Витиного шестого «А», пришла перед матчем на площадку и попросила главного судью не допускать «Вихрь» до игры. А Вите сказала обидные слова:
— Никудышный ты капитан! Не думаешь о своих товарищах по команде...
— Если бы не думал, то и  не выигрывали бы, попытался возразить Витя.
— Не только к хоккейным победам надо стремиться. Уметь побеждать двойки гораздо важнее. Жаль» что ты этого не понимаешь, — сказала учительница и ушла прочь.

Болельщики хвалили вихревцев за виртуозное катание на коньках, за умелые и оригинальные наступательные комбинации, за отважные действия в защите. Что же, теперь все эти достижения Витиной команды не в счет? А двойки, о них капитан и не задумывался вовсе. Самому-то кое-как удавалось избежать неприятностей.

Может быть, отстранить этих пятерых от игр, пока двойки не исправят? Ребята со стороны как честь воспримут приглашение играть за «Вихрь». Нет, это будет не по-товарищески. Да и не только пятерым нужно поправлять школьные дела. Вся команда отстала в учебе...

Вывод напрашивался сам собой: действительно, никудышный Витя капитан.

После уроков в притихшем, уставшем от дневной суеты классе сидела вся команда. Игроки с поникшими головами слушали мрачный Витин голос:

— Мы должны сохранить команду. Но играть нам, наверное, долго не придется. Вместо тренировок будем приходить сюда, в школу. Надо заниматься, исправлять двойки.
И ребята добились своего. Двойки исправили и команду сохранили. Теперь они играют еще лучше.

— С чего начинается команда?

Теперь, когда Вите задают этот вопрос, он отвечает:
— Думаю, с того момента, когда каждый игрок поймет, что в команде он отвечает не только за себя, но и за всех своих товарищей.

А вот другая история. По сути своей она о том же - о  высокой роли капитана команды клуба «Золотая шайба». О человеке, который смело ведет в хоккейный бой.

Анатолий Егорович Ручунов впервые собирал сына в дальнюю дорогу. Аккуратно укладывал в огромных размеров хоккейный баул щитки, наплечники, коньки, налокотники, махровое полотенце. Сверху легла свежевыстиранная игровая рубашка с буквой К на груди.

— Ну что, капитан, одного тебе желаю — будь настоящим бойцом, — сказал он Сашке. — Веди свой «Факел» только вперед.

Они давно стали большими друзьями — отец и сын Ручуновы. Именно спорт помогал им лучше узнавать, чувствовать друг друга. На семью Ручуновых давно обратили внимание соседи по дому. Они знают, что каждое утро этих двоих всегда видно из окна на дворовой спортивной площадке. Иной раз кто-нибудь да скажет: «И чего это он издевается над собственным сыном? Загонял мальчишку на площадке». А они всегда возвращаются довольные. Анатолий Егорович знает, что для настоящего спортсмена трудности только в радость.

Второклассником пришел Саша в свой дворовый спортивный клуб «Огонек». И прямо к тренеру хоккеистов Владимиру Алексеевичу Манышеву.

— Берем-то мы в команду с десяти лет, а тебе только девять,— попытался повернуть мальчишку назад тренер.

Второй, третий раз пришел к тренеру Саша. «Настойчивость — это ценное спортивное качество», — рассуждал тренер и сказал:

— Ну ладно, посмотрим, что ты умеешь.

А умел Саша уже много. Больше всего понравилось тренеру, как здорово удается мальчику кувырок через голову, а это признак умения хорошо координировать свои движения.

Не пожалел тренер, что зачислил младшего Ручунова в «Факел», ни минуты не пожалел. Наоборот, считал находкой, подарком судьбы. Рядом с Сашей и всем мальчишкам было хорошо — они ценили его дружеское расположение к каждому игроку, чувствовали его готовность прийти на помощь. И учиться он умел у лучших. Отличная обводка у Миши Мельникова. А у Саши это было слабое место. И Саша не стеснялся, перенимал, так сказать, опыт у товарища.

Когда встал вопрос о выборе капитана команды, хоккеисты «Факела» единодушно решили, что Саша Ручунов будет их вожаком.

Классный руководитель Сашиного класса не сразу узнала о хоккейных увлечениях своего ученика. А когда узнала... Вот уж не думала, что хоккей способен на такое. Авторитет хоккейного капитана, оказалось, не только в команде, но и в классе рос день за днем. Одноклассники избрали Сашу председателем своего пионерского отряда. Многие мальчишки стали просить его:

— Запиши в свой «Факел»!

Но ведь так просто не запишешь, команда уже стала знаменитой в масштабах всей Карельской республики» Команде нужны подготовленные хоккеисты. И Саша без особых раздумий принялся готовить самых настойчивых из своих одноклассников к поступлению в «Факел».

— К игре в команде вы должны быть готовы и физически и морально, — сказал он ребятам на первой тренировке. — И еще у нас в команде закон: тех, кто плохо учится, отстраняем от тренировок и игр.

«Не сдаваться даже перед более сильным противником! Идти только вперед!» — это напутствие отца Саша выполнял даже во время самого тяжелого для команды первого матча финального турнира «Золотой шайбы» — с командой «Олимп» из Ленинграда. Саша и его товарищи впервые вышли на искусственный лед, впервые играли в присутствии большого количества зрителей. Ленинградцы же не раз выступали в таких условиях. Некоторая разница в классе игры  сказалась сразу. «Факел» проиграл 0:6, но ребята были довольны своей игрой, они сделали все, что смогли, и немножечко больше, Последовавшие за тем победы над командами Орла и Литвы показали зрителям, что «Факел» из Петрозаводска — боевой, умелый коллектив.

Комментариев нет:

Отправить комментарий